воскресенье, 7 сентября 2014 г.

6 случаев, когда операторы важнее режиссеров!


6 случаев, когда операторы становились, действительно, важнее режиссеров. Настолько, что подчас режиссеры операторам были просто не нужны.

 Жан-Люк Годар и Рауль Кутар. Братья Коэны и Роджер Дикинс. Стивен Спилберг и Януш Камински. Гильермо дель Торо и Гильермо Наварро. Первые -- знаменитые режиссеры. А кто вторые? Их любимые операторы -- люди, которым режиссеры обязаны очень многим, начиная с того, как их творения, собственно говоря, выглядят на большом экране. Не будем слишком увлекаться, но иногда это многое превращается в практически всё, что нам в их фильмах нравится. Мы вспомнили восемь случаев, когда операторы становились действительно важнее режиссеров. Настолько, что подчас режиссеры операторам были просто не нужны. 



Стиль «метафизической документалистики», когда послание картины доносится до зрителя исключительно посредством видеоряда, без использования сюжета и закадрового голоса (как и голосов в кадре) обрел узнаваемые очертания благодаря «Коянискацци» -- первой части кинотриптиха Годфри Реджио. Две следующие -- «Повакацци» и «Накойкацци» -- по своему тоже интересны, но без фирменного видеоряда оператора Рона Фрике, снимавшего «Коянискацци», внятного послания городу и миру сформулировать у них не вышло. В отличие от «Бараки» и «Хроноса» -- фильмов Фрике, которые он сделал сам. Притом «Хронос» -- атмосферичное рассуждение о природе времени -- был смонтирован из кадров, не вошедших в фильм Реджио. Восстановим историческую справдливость: настоящий автор одного из главных фильмов 80-х -- это, конечно же, Рон Фрике.

Еще один пример «метафизической документалистики» 80-х, развившейся независимо от экспериментов Фрике -- фильмы Владимира Кобрина, гения «Центрнаучфильма», умевшего расстолковать языком киноавангарда основы общей теории относительности так, что они становились ясными даже идиоту. В его фильмографии, больше напоминающей список научных трудов университетского профессора, значатся такие опусы как «Транспорт веществ через биологические мембраны», «Молекулярная биофизика» и «Физические основы квантовой теории» -- фильмы-ребусы, до сих пор ставящие в тупик международное киноведение, открывшее Кобрина относительно недавно. Кобрин был сам себе режиссер, сценарист и художник, но возглавлял этот список Кобрин-оператор -- быть может, последний человек, считавший вслед за Дзигой Вертовым, что для великого кино достаточно одного человека с кинокамерой. Кобрину режиссеры были не нужны. Да и не было в 80-х русских режиссеров, умнее такого оператора.

Что можно сказать по поводу таких различных фильмов как «Траффик», «11 друзей Оушена», «Че» или американский «Солярис» с Джорджем Клуни? Что они не плохи. Но и не так, чтобы очень хороши. И что не сними их Стивен Содерберг, с тем же успехом их бы сняли какие-нибудь другие режиссеры, с которыми любит работать хороший оператор Питер Эндрюс -- наметанный глаз, сделавший из «Хорошего немца», еще одного творения Содерберга, нуаровую конфетку а-ля «Касабланка», хотя сам фильм -- тоже ничего особенного. Фокус в том, что под именем несуществующего в природе Эндрюса скрывается все тот же Содерберг, который как режиссер звезд с неба не хватает, но зато как оператор превосходит самого себя точно.
4. Кристофер Дойл vs. Вонг Кар-Вай

Свои лучшие фильмы режиссер Кар-вай Вонг сделал с оператором Кристофером Дойлом -- общеизвестный факт, легко поддающийся проверке. С точки зрения экстремистов в некоторых лучших фильмах Дойла мелькает фамилия режиссера Кар-вай Вонга. Это, конечно же, грубое передергивание факта, но вот что интересно: после расставания с Дойлом список лучших фильмов Кар-вай Вонга до сих пор не пополнился ни одной позицией. В отличие от списка Дойла, в котором, помимо прочих достижений, значатся и «Герой», и «Параноид Парк» и лучший тайский фильм нулевых «Невидимые волны». Конечно, это тоже передергивание фактов, и тоже ни о чем не говорит. А только намекает. Как бы.
5. Харрис Сэвидс vs. Гас Ван Сэнт

В конце 90-х дипломированный нон-конформист Ван Сент, скатившийся до римейка хичкоковского «Психоза», решил обрести второе дыхание и скрестить самый радикальный европейский киноавангард в духе Белы Тарра c проблемами американской молодежи, которых после суицида Курта Кобейна накопилось в то время предостаточно. Не известно, какая бы из этого сочетания вышла скука, кабы не оператор Гэррис Савидес, чья гипнотическая камера заставляет зрителей высиживать «Джерри», «Последние дни» и «Слона» до финальных титров. Остается «Параноид Парк», но до его финальных титров заставляла уже высиживать камера Кристофера Дойла.

Начиная с «Никиты» штатным оператором Бессона был Тьерри Арбогаст, снявший «Леон» и «Пятый элемент» -- лучшие бессоновские фильмы. Потом были «Ангел А» и эпопея с минипутами, конца которой не видать: режиссер, каким мы его когда-то знали, в них умер, но оператор Арбогаст продолжает дело в том же духе -- только его стараниями от былых фильмов Бессона осталась хотя бы видимость. Пусть и при полном отсутствии содержания.

Источник: www.film.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий