вторник, 24 июня 2014 г.

Постановка голоса. Упражнения

Постановка голоса

Поставить голос – значит, выявить природные задатки речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки.

Постановка голоса предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, дикции и собственно голоса.

Речевое дыхание

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания:
- Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»). 
- Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим).
- Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим. 
- Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1 : 10. 
- Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа).

Дикция

Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах зала даже при слабом голосе. Плохая дикция – глушитель речи, грубый ее недостаток. Для обеспечения четкой дикции требуется дисциплина в произношении каждого согласного звука. Следует говорить«активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться). Согласные звуки надо четко артикулировать. 

Для увеличения объема ротовой полости и гортани, необходима также работавнутриглоточной артикуляции (мягкого нёба и гортанной щели): 
1. Приподнять мягкое нёбо, т.е., глоточный «купол» (ощущения: хочется зевнуть). 
2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, «металл» в голосе). Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем ротовой полости и гортани, обеспечивая, таким образом, более качественное звучание голоса и рефлекторно улучшает смыкание голосовых связок.

Голос

Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра.

1. Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

3. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов.

Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить нацентре голоса.

Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.

Тренировочные тексты (дикция)

Текст 1. Прочитайте стихотворение В.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.
Буря с берега

Перекидываемые, опрокидываемые, 
Разозлились, разбесились белоусые угри. 
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые, 
Расплетались и сплетались от зари и до зари. 
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие, 
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле? 
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие, 
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле. 
Тьмами всасывающими опоясываемые, 
Заметались, затерялись в океане корабли, 
С неудерживаемостью перебрасываемые, 
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли. 
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли 
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел? 
И заласкиваете вы не медлительностями ли 
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел? 

Текст 2. Прочитайте скороговорку. Для того, чтобы добиться четкого произнесения, первым делом представьте смысловой видеоряд, вникая в содержание, и уже затем произнесите её, с постепенным ускорением темпа.

Жили-были три японца: 
Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.
Жили-были три японки: 
Цыпи, Цыпи-Дрипи, Цыпи-Дрипи-Лимпомпони.

Поженились: 
Як на Цыпи, 
Як-Цидрак - на Цыпи-Дрипи, 
Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони - на Цыпи-Дрипи-Лимпомпони.

И родились у них дети: 
У Як и Цыпи - Шах,
У Як-Цидрак и Цыпи-Дрипи - Шах-Шахмат,
У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони и Цыпи-Дрипи-Лимпомпони - Шах-Шахмат-Шахмат-Шахмони.
Источник: www.orator.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий