"... Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением... должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву... Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли..."
К.С. Станиславский
Чтобы стать ведущим на радио или телевидении, либо просто научиться красиво и уверенно говорить, необходимо выполнять упражнения на развитие дикции. Конечно же громкость и звучность голоса диктора зависят от гласных. Но, также и правильное, четкое произнесение согласных не менее важно для обеспечения красивого, мелодичного голоса. звук, рожденный в гортани при помощи артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в четкие, ясные звуки родной речи. звуковой поток гласных оформляют именно согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции. В этом можно легко убедиться, если произнести только согласные звуки слов: Мскв, Мнск, а затем гласные из этих слов: оа, и.
В публичной речи, которая требует "полного стиля произношения, согласные должны звучать четко, не пропадая, "не заваливаясь", в звучности поставленного голоса.
Итак, развитие дикции диктора. Что для этого нужно?
Начнем тренировку произнесения взрывных согласных. Он образуется при прорыве воздушной струей препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней чсти языка, прижатого к твердому небу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь!п! пь!п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! ...
Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот об наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки.
Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:
пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю1
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!
Далее включайте звонкие согласные:
бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!
ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!
гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!
ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!
ву! во! ва! вэ! ви1 вы! вя! ве! вё! вю!
фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!
цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!
чу! чо! ча! че! чи!
Следующее упражнение поизнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу- бу- бу- бу -бупп!
бо - бо- бо - бо - бопп!
ба - ба- ба- ба- ба- бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би- би - бипп!
бы - бы - бы- бы - быпп!
В слоге "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу -гу - гу - гу -гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га -га -гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ву - ву - ву - ву- вуфф!
во - во - во - во - вофф!
ва - ва - ва- ва - вафф!
вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!
ви - ви - ви - ви - вифф!
вы - вы -вы - вы - выфф!
Конечно, глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим.
Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:
ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ, ПРУ-ПРЮ, ПРЭ-ПРЕ, ПРЫ-ПРИ
И так со всеми остальными согласными: БРА-, ВРА-, ГРА-...
Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:
ТАДИТА- ТАДИТЯ
ТАДИТО - ТАДИТЁ
ТАДИТУ - ТАДИТЮ
ТАДИТЭ - ТАДИТЕ
ТАДИТЫ - ТАДИТИ
ДАТИДА - ДАТИДЯ
ДАТИДО - ДАТИДЁ
ДАТИДУ - ДАТИДЮ
ДАТИДЭ - ДАТИДЕ
ДАТИДЫ - ДАТИДИ
ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышать все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку "глотать" концы слов.
ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выроботать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь.
К указанны упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.
Источник: diktory.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий